Нормальные значения плотности электролита

Аккумуляторная батарея представляет собой химический источник постоянного напряжения. Аккумуляторы используются практически везде, где требуется автономный источник, не зависящий от стационарной электросети. Химические процессы, происходящие в аккумуляторной батарее, носят обратимый характер. Разряженный аккумулятор после процесса зарядки восстанавливает свои прежние свойства и готов к новому использованию. Плотность электролита в разряженном аккумуляторе уменьшается, а в процессе зарядки восстанавливается до прежнего уровня.

Устойство аккумулятора

Конструктивно аккумуляторная батарея достаточно проста. Батареи состоят из корпуса, в котором размещаются свинцовые электроды, шины и сепараторы-конверторы. Содержимое закрыто крышкой, имеющей выходные отверстия, в которых расположены клеммы для подключения нагрузки. Для обеспечения работы аккумуляторной батареи, необходимо использование электролита. В частности, в свинцово-кислотных аккумуляторных батареях, применяется раствор серной кислоты. Плотность электролита измеряется в г/см3 и пропорциональна степени концентрации раствора, обратно пропорциональна температуре.

Значения показаний ареометра

По плотности электролита можно судить о состоянии аккумуляторной батареи. При снижении плотности электролита можно предположить, что произошёл глубокий разряд батареи, обрыв цепи, либо одна из ячеек имеет внутренний дефект. В случае разряда АКБ, пониженная плотность электролита наблюдается во всех банках (ячейках). Когда АКБ не держит заряд, следует проверить состояние электролита. В процессе работы аккумулятора, вода постепенно испаряется, а электролит становится концентрированным, это сказывается отрицательно на ёмкости батареи, снижается срок эксплуатации.

Зависимость плотности аккумулятора от климатического района

Важно держать плотность электролита в оптимальном пределе для конкретной климатической зоны, в которой АКБ эксплуатируется. В районах с холодным климатом оптимальная плотность электролита порядка 1,27–1,29 г/см3. Для средней полосы оптимальная плотность 1,25–1,27 г/см3. В южных регионах нормальной будет плотность электролита в пределах 1,23–1,25 г/см3. При заливке АКБ будет лучше приготовить плотность электролита по нижней границе указанных выше пределов плотности. В случае использования щелочной АКБ, плотность электролита составляет 1,19–1,21 г/см3. Уточняйте состав электролита перед приготовлением, встречаются натриевые и калиевые электролиты, имеющие собственные пропорции.

Приборы для проверки плотности электролита

В случае перезаряда АКБ электролит закипает, и вода из него частично испаряется. В этом случае автолюбители доливают дистиллированную воду. Крайне редко при этом измеряется плотность электролита и совершенно напрасно! Стоит понимать, что вместе с водой частично выкипает и сама кислота, содержащаяся в электролите. Добавив лишь дистиллированную воду, мы получаем электролит с меньшей концентрацией кислоты, это негативно влияет на функционирование аккумуляторной батареи.

Состав ареометра

Для измерения плотности электролита в АКБ необходим специализированный прибор – денсиметр. Конструктивно денсиметр состоит из стеклянной или пластиковой ёмкости, внутри которой расположен ареометр, резиновой груши и наконечника, с помощью которого происходит отбор электролита из АКБ. Погружаем наконечник в электролит через заливное отверстие батареи, с помощью резиновой груши засасываем некоторый объём электролита внутрь корпуса денсиметра. Держа прибор на уровне глаз считываем показания, при этом ареометр должен находиться в покое, плавая и не касаясь стенок.

Определение плотности электролита вольтметром

В случае отсутствия у вас денсиметра для измерения плотности электролита, можно приблизительно прикинуть плотность, используя вольтметр. Для этого можно использовать любой комбинированный прибор, вольтметр или автотестер. Подключаем щупы прибора к клеммам аккумуляторной батареи и измеряем напряжение на ней. Показания должны находиться в пределах 11,9-12,5 Вольт. Далее заводим автомобиль и набираем 2500 оборотов. Напряжение должно быть 13,9-14,4 Вольт. Если изменений не произошло, необходимо зарядить АКБ.

Измерение напряжения аккумулятора

Как повысить плотность электролита?

Если в аккумуляторной батарее упала плотность электролита, необходимо восстановить её номинальное значение. Существуют следующие способы достичь этого:

  • Зарядить аккумулятор
  • Заменить в АКБ электролит на новый
  • Добавить более концентрированный электролит
  • Добавить кислоту

Первым делом нужно попробовать зарядить АКБ в течении 10 часов током 1/10 от ёмкости батареи. Допустим у вас имеется батарея 55 А/ч, значит ток зарядки равен 5,5 А. Далее понижаем ток зарядки вдвое и оставляем батарею ещё на 2 часа. В случае, если при заведённом двигателе, напряжение АКБ больше 14,4 Вольт, нужно долить дистиллированной воды в аккумуляторную батарею и поставить её на зарядку. Если же после этих манипуляций батарея всё также быстро разряжается, необходимо поработать над электролитом.

Вернуть плотность электролита в разряженной АКБ к норме, можно заменив его полностью на новый. Для этого максимально откачиваем грушей электролит из каждой банки, насколько это возможно. Затем герметично закрываем все сливные отверстия и ложим АКБ на боковую сторону. В дне каждой банки сверлим отверстия, через которые сливаем электролит.

Крайне важно! Запрещается ставить батарею вверх дном. В таком положении может произойти короткое замыкание и осыпаться покрытие пластин.

По окончании слива электролита из АКБ, промываем его чистой водой. Проделанные в дне отверстия герметично заделываем и заливаем новый электролит.

Плотность электролита в батарее можно повысить, доливая концентрированный электролит и понизить, доливая дистиллированную воду. Предварительно проверяем плотность электролита в каждой банке. Если плотность электролита более 1,18 г/см3, добавляем более концентрированного электролита в раствор. Сделать это можно, отобрав максимально возможный объём электролита и половину этого объёма заменив электролитом с больше плотностью, чем то, к чему мы стремимся. Аккуратно покачаем батарею для лучшего перемешивания электролита.

Измерение плотности электролита аккумуляторов разного типа

Концентрированный электролит можно приготовить самостоятельно из концентрированной серной кислоты и дистиллированной воды. Оптимально приготовить электролит плотностью 1,4 г/см3. В покупном электролите плотность обычно 1,27 г/см3, процесс повышения плотности электролита в данном случае может затянуться.

Спустя некоторое время проверяем плотность электролита в аккумуляторе. Плотность повысилась, но не до нужной нам величины. Повторяем процесс вновь, несколько уменьшив плотность разбавляющего электролита от предыдущей, чтобы не проскочить необходимую нам величину плотности электролита. В этот раз заменить нужно лишь четверть от выкачанного объёма.

Каждая такая процедура будет приближать нас всё ближе к номинальной плотности электролита, к которой мы стремимся. Точно попасть в эту цифру довольно затруднительно, возможно вы проскочите необходимую отметку. Но к тому времени будет достаточно всего лишь добавить немного дистиллированной воды, чтобы получить заветную цифру, ведь шаг разбавления будет уже весьма небольшим. Искомая величина будет достигнута нами.

В случае, когда плотность электролита меньше 1,18 г/см3, потребуется добавлять концентрированную кислоту. Методика будет та-же самая, лишь шаг разбавления берём совсем небольшой, так как можно перескочить нужную нам плотность с первого же разбавления электролита ведь кислота имеет очень высокую плотность (примерно 1,8 г/см3).

Крайне важно при приготовлении растворов электролита вливать кислоту в воду, но не наоборот, иначе будет резкое вскипание и разбрызгивание электролита. Работу с кислотой необходимо проводить в спецодежде и защитных очках, предотвращающих попадание жидкости в глаза и поверхность кожи. В случае попадания электролита на кожу или в глаза, немедленно промойте водой и вызовите скорую помощь. Здоровье превыше всего.

Уникальный прибор, необходимый настоящему автомобилисту!

Представляем вашему вниманию уникальный прибор - автомобильный рефрактометр. При помощи этого универсального устройства для автолюбителя, можно с высочайшей точностью измерить плотность электролита, температуру замерзания антифриза и омывающей жидкости.

Сделать это можно всего лишь капнув каплю жидкости на стекло рефрактометра и взглянув в окуляр прибора. По имеющийся шкале, вы с высоким уровнем точности, недоступным для ареометров, сможете определить плотность электролита. Теперь вы можете взять прибор с собой в магазин и нанеся всего лишь каплю омывающей жидкости или антифриза на стекло, очень точно определить температуру замерзания. Это убережёт вас от покупки некачественной жидкости, которая подведёт вас в самый неожиданный момент и сохранит ваш автомобиль от поломки.

  • Больше не нужно мучаться с громоздким, хрупким, неудобным и неточным ареометром для проверки плотности электролита в аккумуляторе!
  • Для замера плотности рефрактометром достаточно ОДНОЙ капли электролита.
  • Замер плотности с высочайшей точностью, недоступной в обычном ареометре.
  • Замер температуры замерзания антифриза и омывающей жидкости для лобового стекла.

Быстро, точно и достаточно одной капли жидкости. Компактный прибор, использующий современные научные разработки, всегда под рукой, где бы вы не находились. Удобный защитный чехол, в комплекте пластиковая пипетка, салфетка и отвёртка для юстировки.

 
 
 
 

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

  1. Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location